Советы педагога -психолога Гуляевой А.Б
ПОЛЕЗНЫЕ ИЛИ ВРЕДНЫЕ ИГРУШКИ - ЧТО ВЫБРАТЬ?
Пушистый медведь, кукла Маша и плюшевые собачки из нашего детства? Или модные странноватые зелёные монстры и куклы с синими лицами? А может, вообще только интерактивные развивающие – чтобы учили новому?
Полезные или нет?
Часто родители выбирают игрушки для ребёнка с точки зрения рациональности. Это не всегда оправдано, потому что помимо развивающих у ребёнка должны быть и просто «любимые».
Когда малыш становится чуть старше, то он начинает просить игрушки, которые есть у друзей, даже если для него самого они не так интересны. Это нормальное желание – иметь принадлежность к определённому коллективу сверстников. Имеет смысл пойти навстречу ребёнку в этом вопросе, чтобы он не чувствовал себя неполноценным и ущемлённым, даже если вы противник супергероев или роботов.
Игрушки-монстры
Вы наверняка замечали в магазинах огромный ассортимент игрушек, изображающих различных чудовищ. Одни откровенно страшные, другие – комичные, но милыми назвать их уж точно нельзя. Почему же в них играют дети?
Для ребёнка игра – это способ обучения поведению в реальной ситуации, как будто репетиция, но в безопасных декорациях. Играя с подобными существами, дети обучаются преодолевать свои страхи. Ведь малыши часто боятся чудищ под кроватью, страшных снов. А игрушки-монстры могут помочь в этой проблеме.
Пистолеты и мечи
Игры и игрушки, помогающие ребёнку проявлять свою агрессию, всегда были и будут популярными. В такой игре уместно кричать и нападать, там ребёнок чувствует себя уверенно, потому что входит в определённую роль. Кроме того, он учится взаимодействовать с другими детьми в условиях конфликта.
Главное, объяснить: нападаем только в игре, и на того, кто согласен играть. Целиться из пистолета, пусть и игрушечного, в маму или сестрёнку, замахиваться мечом на бабушку – недопустимо.
Барби и компания
Ряды этих длинноногих красоток в бикини, свадебных платьях и модных нарядах, просто гипнотизируют девочек. Психологи часто сокрушаются, что такие куклы искажают представления ребёнка о красоте женского тела. Развивают излишнее внимание к собственной внешности, и невнимание – к душевным качествам. Но кто сказал, что одно мешает другому? Подбирать наряды, учиться быть красивой и модной – совсем не плохо. А для внутреннего развития подойдут другие игры с другими персонажами. Да и Барби, при желании, тоже может научить и добру, и заботе. Ведь есть наборы, где она – врач, воспитатель, мама.
Критерии выбора
Чтобы не беспокоиться о полезности или вредности игрушек, следуйте нескольким правилам:
• Игрушек не должно быть слишком много, они захламляют квартиру, и ребёнок быстро теряет интерес. Уберите часть в коробку, а через месяц достаньте, они будут восприниматься как новые.
• Игрушки должны быть разнообразными. Десять говорящих пупсов и ни одного конструктора – не лучший вариант. Хорошо, когда игрушки могут использоваться в разных игровых сочетаниях: поезд может возить пупсиков и кубики, пупсики – жить в домике из кубиков, лечиться в игрушечной больнице и садиться за руль авто.
• Наблюдайте за тем, как и во что играет ваш ребёнок. Это позволит вам заметить особенности его развития, которые могут потребовать коррекции. Излишняя агрессия в играх, когда ребёнок бьёт и ломает игрушки, наказывает их, или убивает, может свидетельствовать о том, что атмосфера, в которой растёт малыш, не самая благоприятная.
Один и тот же сценарий в играх также должен насторожить. Как правило, дети проигрывают сложные для себя ситуации.
А вообще практически любая игрушка может быть как полезной, так и вредной, вопрос в том, как её использует ребёнок. И если она не покупается родителями как заменитель внимания папы и мамы, то её можно считать полезной.
Психоэмоциональное здоровье детей Смотреть